Сельскохозяйственное машиностроение России
  • Дата: 31.08.2018 13:27

Хотя в современном мире роль сельского хозяйства перестала быть доминирующей в национальной экономике, оно по-прежнему остается очень важным ее сегментом. Без агропромышленного комплекса невозможно было бы обеспечить продовольственную безопасность страны, а это уже очень серьезная проблема. В свою очередь эффективность сельского хозяйства напрямую зависит от того, насколько хорошо развито сельскохозяйственное машиностроение в стране.

Сельскохозяйственная отрасль машиностроения и ее место в экономике

Современное сельское хозяйство разительно отличается от того, каким оно было еще сотню лет назад. Высочайший уровень механизации, который сегодня стал нормой в данной отрасли, значительно преобразил ее, на порядки повысив производительность труда. Благодаря этому, даже небольшой процент занятых в сельском хозяйстве способен успешно прокормить остальное население, занятое в других отраслях.

Россия является уникальным государством с точки зрения ее аграрного потенциала. Мы располагаем десятой частью мировой пашни, половиной мировых черноземов и пятой частью запасов пресной воды. Имея всё это, наша страна просто обязана быть крупнейшим игроком на мировом рынке продовольствия и технических сельхозкультур.

Однако на пути развития отрасли стоит множество проблем, в числе которых не последнее место занимает недостаточная оснащенность современной сельхозтехникой. Сельскохозяйственное машиностроение России даже в советские времена могло впечатлить разве что количественными показателями, тогда как технологический уровень производимых тракторов, комбайнов и прочей техники значительно уступал западным аналогам. С распадом СССР ситуация усугубилась и приобрела катастрофический характер.

Оправившись от потрясений 1990-х годов, аграрии начали наращивать объемы производства, но быстро столкнулись с нехваткой сельхозтехники. Отечественные заводы могли предложить им лишь морально устаревшие образцы, как правило, спроектированные еще в советские времена. Их низкая продуктивность, неудовлетворительная надежность и высокие расходы на эксплуатацию буквально вынуждали аграриев покупать технику в Европе и даже Америке.

Сегодня российские предприятия сельскохозяйственного машиностроения приносят лишь около десятой доли процента от ВВП, что самым прямым образом свидетельствует о состоянии этой отрасли и ее месте в структуре экономики. В силу экономических и других причин российские фермеры либо не могут себе позволить регулярно обновлять парк сельхозмашин, либо предпочитают использовать импортную технику. Результатом этого становится низкая загрузка производственных мощностей на отечественных заводах.

В то же время эксперты уверены, что потенциал сельскохозяйственного машиностроения в России просто огромен. АПК нашей страны растет и развивается, а вместе с ним растет и внутренний спрос на комбайны и трактора. Для всех иностранных производителей техники Россия является очень важным рынком, то есть потребность в данной продукции существует и весьма большая.

Также не следует забывать, что, как и всякое другое машиностроение, производство тракторов и прочей агротехники — это длинная цепочка смежных производств. Здесь задействованы буквально все отрасли экономики: металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность, энергетика, горная промышленность, приборостроение, легкая и даже пищевая промышленность.

Мультипликативный эффект от одного рубля, инвестированного в сельскохозяйственную отрасль машиностроения, составляет целых 3 рубля. Иными словами, увеличив выпуск тракторов и комбайнов в России на 1 млрд. рублей, мы увеличим объем ВВП сразу на три миллиарда за счет того, что были задействованы многочисленные смежные отрасли.

Оснащенность АПК РФ продукцией сельскохозяйственного машиностроения

Даже в «золотые» советские годы уровень оснащения агропромышленного комплекса сельхозтехникой был на неудовлетворительном уровне. Особенно, если сравнивать с сельским хозяйством Западной Европы и Северной Америки. При этом давало о себе знать еще и технологическое отставание, которое проявляло себя в низкой эффективности сельхозмашин.

Распад Советского Союза усугубил и без того далекую от оптимума ситуацию. В течение первых пятнадцати постсоветских лет отечественный парк сельскохозяйственной техники сократился более, чем в 4 раза. Аграриям остро не хватало даже тракторов и комбайнов, не говоря уже о более узкоспециализированной продукции сельскохозяйственного машиностроения. Причем сокращение парка в общенациональном масштабе продолжается до сих пор, хотя и уже гораздо более низкими темпами, чем раньше.

По данным Росстата, в 2014 году в сельхозпредприятиях России насчитывалось 247 тыс. тракторов и 64 тыс. зерноуборочных комбайнов. Для сравнения в 2000 г. эти показатели были на уровне 746 тыс. и 198 тыс. соответственно. При этом сама техника, которой в настоящий момент располагают аграрии, по данным экспертов, на 2/3 является изношенной физически и на 80-90% устаревшей морально.

Использование изношенной и устаревшей сельхозтехники сказывается на рентабельности агропредприятий. Старые трактора и комбайны требуют больше расходов в процессе эксплуатации, а уровень потерь урожая из-за них выше, чем при использовании новой техники. Причем уровень развития сельскохозяйственного машиностроения в стране таков, что новая отечественная техника не намного лучше себя показывает, чем «бэушная» импортная.

Наиболее наглядно об уровне обеспеченности отечественного АПК сельхозтехникой свидетельствует такой показатель, как количество тракторов в расчете на 1 тыс. гектар пашни. По этому показателю мы очень существенно отстаем от других стран. Например, в Аргентине на эту площадь приходится в среднем 8 тракторов, в Канаде — 16, в Германии — 64. Для сравнения в России на 1000 га посевов приходится всего 3(!) трактора. Схожая ситуация и по комбайнам.

Состояние сельскохозяйственного машиностроения России

Хотя сокращение общего количества тракторов в сельскохозяйственной отрасли России продолжается, эксперты отмечают постепенное обновление парка машин. Важную роль в этом процессе сыграли государственные программы развития АПК. Одной из самых последних в этой цепочке стала начатая в 2016 году программа развития сельскохозяйственного машиностроения.

Не смотря на то, что уровень импорта сельхозтехники в России остается одним из самых высоких в Европе, машиностроители постепенно наращивают производство своей продукции и успешно конкурируют с западными производителями. К сожалению, главным конкурентным преимуществом остается низкая стоимость отечественных тракторов, а вовсе не их технологичность.

Крупнейшими производителями сельхозтехники в России являются комбайновый завод «Ростсельмаш», концерн «Тракторные заводы» и Петербургский тракторный завод. Примечательно, что эти предприятия используют минимум импортных комплектующих: уровень локализации их продукции составляет более 90%.

Среди производителей из стран СНГ наиболее успешно в России торгуют своей техникой «Минский тракторный завод», «Гомсельмаш» (Гомель) и «Харьковский тракторный завод». За последние десятилетия очень хорошо укрепились в нашей стране и заводы сельскохозяйственного машиностроения из дальнего зарубежья, работающие под марками «John Deere», «CNH», «Claas», «AGCO», «SDF» и др.

Если рассмотреть отдельные сегменты отрасли, то наиболее критична ситуация, сложившаяся в производстве сельскохозяйственных тракторов. Можно без преувеличения сказать, что тракторостроение в России практически отсутствует. Одни предприятия прекратили выпуск традиционной продукции (так, например, произошло с Липецким тракторным заводом), другие и вовсе полностью ликвидированы и более не существуют (Алтайский завод сельскохозяйственного машиностроения). Более-менее стабильно работают лишь предприятия, входящие в состав концерна «Тракторные заводы».

В 2014 году в России было выпущено всего лишь около 6,7 тыс. тракторов сельскохозяйственного назначения, в 2015-м — 5,2 тыс., в 2016-м — 6,7 тыс. Причем даже из этого мизерного количества отечественными являются лишь около половины тракторов. Так, по данным за 2016 год 52% произведенных в России тракторов были собраны из импортных тракторокомплектов иностранных брендов. Особенно много тракторов по этой технологии произвели российские филиалы МТЗ — более 38%.

В то время как тракторное сельскохозяйственное машиностроение в России хромает на обе ноги, ситуация в сегменте зерноуборочных комбайнов складывается значительно лучше. В 2014 году в нашей стране было произведено 5,5 тыс. этих машин, в 2015-м — 4,6 тыс., в 2016-м — 6,4 тыс. Этого вполне достаточно, чтобы покрыть потребности внутреннего рынка и даже экспортировать технику за рубеж.

Главным российским комбайностроителем является концерн «Ростсельмаш», в состав которого входит больше дюжины заводов в разных регионах. Кроме того, на территории России методом крупноузловой сборки производят комбайны иностранных брендов — «Claas», «Гомсельмаш», «CNH», «John Deere», «AGCO» и др.

Хотя производство комбайнов является самым успешным сектором отечественного сельхозмашиностроения, за последние годы прекратили выпуск этой техники (а порой и свое существование) многие профильные предприятия. В частности комбайны больше не выпускают Тульский комбайновый завод, Рязанский завод сельскохозяйственного машиностроения, Таганрогский комбайновый завод, Красноярский комбайновый завод и другие.

Торговый баланс сельскохозяйственного машиностроения РФ

Достаточно неплохо общую ситуацию в отечественном машиностроении сельхознаправления характеризует баланс импорта/экспорта. Еще несколько лет назад сальдо было резко отрицательным: в 2014 году на экспорт продано 589 зерноуборочных комбайнов и 5,2 тыс. тракторов всех типов (к сожалению, не удалось найти статистику отдельно по сельхозтракторам); в тот же год импорт комбайнов составил 2118 единиц, а тракторов — 82,8 тыс.

Однако с 2013 года наметилась стойкая тенденция по выравниванию диспропорции между импортом и экспортом. По итогам первых восьми месяцев 2016 года российские производители увеличили продажи на внутреннем рынке:

  1. полноприводных тракторов — на 80%,
  2. комбайнов — на 35%,
  3. посевной техники — на 15%,
  4. почвообрабатывающей — на 35%,
  5. машин для послеуборочной обработки урожая — на 20%.

По словам замдиректора ассоциации производителей сельхозтехники «Росагромаш» Дениса Максимкина, скачок, который сделало сельскохозяйственное машиностроение в 2016 году, стал результатом постепенного улучшения ситуации в отрасли, начиная с 2013 года. Именно тогда правительство впервые начало субсидировать производителей агротехники. В прошлом году на эти цели из федерального бюджета было выделено почти 10 млрд. рублей.

Другим существенным стимулом стала девальвация национальной валюты, из-за которой импортная техника подорожала в разы и стала намного менее доступной для большинства сельхозпредприятий. Ценовой фактор на данный момент остается одним из главных стимулов покупать отечественные трактора и комбайны.

По словам представителя «Росагромаша», импортозамещение в сельскохозяйственном машиностроении — это лишь одно из последствий обвала национальной валюты. Девальвация позволила отечественным заводам более успешно конкурировать и на зарубежных рынках. По оперативным данным, в 2016 году экспортные поставки сельхозтехники выросли на 20% и составили 2,7 тыс. единиц. Крупнейшим экспортером оказался Петербургский тракторный завод (17% от указанного объема) и Ростовский завод «Клевер» (7%). Основным же покупателем российских тракторов, комбайнов и сеялок является Казахстан – около 60% всего экспорта.